Уже десятилетия (!) вопрос учета материалов поставки заказчика в сметах, исполнительной документации и при расчётах за выполненные работы является предметом споров, причѐм, есть основания полагать, что вскоре участники этих споров получат дополнительные поводы и аргументы...
Вполне понятно желание заказчика сэкономить на своих затратах...
Как правило, это происходит в случаях, когда заказчик не желает переплачивать за материалы подрядчику, так как сам имеет достаточно эффективные каналы снабжения, либо он имеет собственные запасы материалов.
К форме КС-2 должен быть заполнен отдельный раздел «Материалы заказчика» с указанием их стоимости. В окончательную сумму подлежащих оплате выполненных работ стоимость израсходованных давальческих материалов не включается, что отражается записью «За минусом материалов заказчика» (пп. 1 п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ). В Справках по форме КС-3 о приемке выполненных подрядчиком работ должны быть указаны общая стоимость работ, а также суммы удержаний за переданные материалы. По итогу Справки должна быть указана сумма к оплате, исчисленная как разница между общей стоимостью работ и суммой указанных выше удержаний.
Напомним, что под давальческими материалами понимаются материалы, принятые организацией от заказчика для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ и изготовленной продукции. Такое определение содержит пункт 156 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
Пунктом 1 ст. 713 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик обязан использовать предоставленный заказчиком материал экономно, после окончания работы представить заказчику отчет о расходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала.
Как правило, при отгрузке материалов давалец (заказчик) выписывает в двух экземплярах накладную (форма М-15) (формы первичных документов по учету материалов утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а), в которой также отражается и их фактическая стоимость или товарные накладные по форме ТОРГ-12.
Прошу обратить внимание - ФАКТИЧЕСКАЯ, А НЕ СМЕТНАЯ (по данным ФГИС ЦС, справочников, индексированная)! Оценка материалов, передаваемых на давальческой основе, производится только на основании первичных документов.
За коротким обозначением М-15 скрывается накладная на отпуск материалов на сторону. Этот документ не является обязательным к применению на всех предприятиях, тем не менее, он широко используется во многих сферах деятельности. Если организация пользуется в своей работе накладными, этот факт необходимо отразить во внутренних, регламентирующих ее деятельность, документах.
Юридические лица и ИП вправе самостоятельно разрабатывать свой шаблон или же выписывать накладную в произвольном виде. Несмотря на полную свободу в деле разработки накладной, рекомендуется придерживаться ранее общепринятых стандартов, а также учитывать некоторые нормы и требования делопроизводства.
ВСЕГДА нужно указывать наименование компании, которая выписывает накладную, сведения о получателе, дату ее составления, а также конкретные материалы, которые по ней передаются и ИХ СТОИМОСТЬ!
Президент Союза
П.В. Горячкин
II_18_Материалы_поставки_заказчика
Больше полезной информации с примерами и разъяснениями в уникальном обновляемом методическом пособии инженера-сметчика