11 сентября 2020

Круглый стол №1 «Ценообразование в строительстве» (Вебинар НОСТРОЙ)

Директор департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя Ирина Тютьмина:

"Две задачи Минстроя: совершенствование базисно-индексного метода строительства и подготовка новой нормативной базы. Чтобы в 2022 году перейти на ресурсно-индексный метод и всем было удобно работать. Вместе с подведомственным учреждением - Главгосэкспертизой России регулярно обновляем базу: нормы и расценки.

Регионы очень активно вовлечены в совершенствование ценообразования, в расчет ежеквартальных индексов. В дальнейшем это будет важно для формирования сметных цен. Регионы самостоятельно определяют размер оплаты труда. Базовая ЗП утверждается губернаторм. Всё, что делает Минстрой - активно с ФОИВ по интеграции с профильными государственными и негосударственными системами. Все поставщики хотят в КСР, дорабатываем его постоянно.

Основная методическая работа по ценообразованию ведется Главгосэкспертизой России".

Заместитель начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» по ценообразованию Сергей Лахаев:

"Я принципиально не называю это реформой. Это меры по совершенствованию ценообразования. Меры поступательные, пошаговые. Без каких-то революций. Промежуточным итогом должен стать переход на ресурсно-индексный метод. А дальше это будет система, которая позволить эффективно, регулярно обновляться, совершенствоваться, учитывая все реалии той среды, где все строители находятся. Это не какая-то великая цель, а первая веха, которую нужно обязательно достичь. Куда нужно прийти для того, чтобы нивелировать очень большое количество проблем, которые имеют место быть сейчас в ценообразовании.

Все субъекты утвердили ЗП, необходимую для пересчета индексов. Подготовлены все методики, которые очень нужны, учитывают значительное количество затрат, необходимых строителям. Те затраты, которые строители фактически несут, но в метод.документах это не отражено, соответственно и не попадает в ССР. Это затраты на страхование строительных рисков, на усиленную охрану, банковскую гарантию. Все это отражено в методиках, которые утверждены Минстроем. Эти затраты фактически будут узаконены. МДС 35,как основной документ, находится сейчас на регистрации в Минюсте. В ручном режиме ведём оперативную отработку замечаний и предложений Минюста. Для того, чтобы строители могли быстрее вздохнуть свободнее.

В начале октября (не позже!) выйдет 4-ое дополнение к ФСНБ-2020.
Планируем системную работу по наполнению базы, слышим сообщество.
Перед нами стоит амбициозная задача – утвердить и актуализировать все методики по ценообразованию до конца года. Если, конечно, в этом вопросе с Минюстом мы найдем компромисс (пока не очень получается).
Месяц назад мы впервые разместили базу сметных нормативов в XML-формате, свободно для скачивания на сайте ФГИС ЦС. Любой желающий одной кнопкой может конвертировать ее в необходимый вариант. База машиночитаемая, обрабатываемая, все коллеги в открытом доступе могут ею пользоваться.
Подготовили XML-формат обмена сметной документации, в этом году разместим на сайте, чтобы в следующем году формат обмена вступил в силу.
Основной упор делаем сейчас на подготовительных мероприятиях, направленных на переход на ресурсно-индексный метод. Это и формирование номенклатуры новых ценообразующих ресурсов, формирование базы в новом уровне цен 2021 года с учетом корректировки и ГЭСН и КСР, приведение всех инструментов ценообразования к единому знаменателю. Понимаем, что переход будет невозможен, если в 2021 году не появится актуальная база. Актуальная не только в части ценовых параметров, но и в части номенклатуры ресурсов, соответствия их ГОСТам, привязки их к нормам и т.д. Такая большая работа сейчас ведётся и мы точно понимаем, что сделать её качественно без вашего участия у нас не получится. Поэтому разосланы предложения во все субъекты РФ. Естественно, новая база будет учитывать потребности и особенности каждого региона. Тоже самое касается и методик, которые готовим уже и под ресурсно-индексный метод: все методики, которые выходили и будут выходить (утверждаться) – сразу содержат в себе подробное описание действующего базинсо-индексного метода и того самого ресурсно-индексного, на который планируем перейти с начала 2022 года".
"ФГИС ЦС: проделана большая работа, созданы личные кабинеты для органов власти, для поставщиков. Техническая готовность обеспечена, проведена опытная эксплуатация. Тут есть только трудности с нормативной документацией: необходимо внесение изменений в постановление Правительства, регулирующего деятельность ФГИС ЦС. Как только они будут внесены – мы можем стартовать. Для начала провести большой семинар, чтобы все поставщики и субъекты понимали важность этой задачи. Напоминаю, что поставщики (в т.ч. и в регионах) теперь тоже будут непосредственно участвовать в формировании сметных цен, которые во ФГИС ЦС будут публиковаться. Уже сейчас они будут использоваться для расчета индексов сметной стоимости. Чтобы цены были «живыми», объективными, приближенными к рынку. Не «виртуальные». Будет большой массив данных, который позволит использовать объективную цену строительного ресурса для составления сметной документации".

Начальник управления экспертизы сметных нормативов ФАУ «Главгосэкспертиза России» Андрей Савенков:

«Безусловно, нормативная база является основой всей системы ценообразования. Поэтому поддержание её в актуальном состоянии - важная задача. Это должны понимать все участники строительного процесса: органы исполнительной власти, регионы, заказчики, подрядчики, проектировщики. Для всех важно принимать непосредственное участие в актуализации базы.
На прошлом семинаре в июне мы подробно рассматривали порядок утверждения сметных нормативов согласно приказу 2/ПР от 13.01.2020. Проводим большую информационно-разъяснительную работу в этом направлении. На сайте ГГЭ есть отдельный раздел Порядок определения цены контракта (Головин С.В.) , где отдельная вкладка «Планирование разработки сметных нормативов». Там есть все необходимые документы: информационные материалы, шаблоны документов ( в т.ч. и шаблон обращения в Минстрой инициатора разработки сметных нормативов), примеры заполнения ТЭО, формы заполнения информации. Все эти документы помогают просто и понятно подать заявку. Процедура упрощена, сроки рассмотрения сокращены.
Положения методики учитывают в т.ч. разработку норм на работы по сохранению объектов культурного наследия (реставрации) – и это важный раздел. Т.к. мы понимаем, что здесь необходимо разрабатывать соответствующие нормативы, актуализировать существующую базу, включенную в ФРСН.
Возможность проведения работ по нормированию работ на полигонах. Иногда работы в настоящее время не производятся, но есть огромная необходимость в разработке сметной нормы. Теперь есть такая возможность – создать полигон, провести эти работы, занормировать, чтобы можно было получить сметную норму.
Предусмотрели проведение нормативных наблюдений при отрицательной температуре – появились соответствующие поправочные коэффициенты для того, чтобы можно было привести к нормальным условиям и нормы отражали нормальные условия производства работ.
Упрощены требования к составу и содержанию техкарт. Необходимость фото и видеофиксации определяется теперь непосредственно разработчиком норматива.
Впервые появились требования к составу документов в части материально-технических ресурсов. Как к материалам, так и к машинам появился отдельный пункт, который это регулирует, подробно описано какой состав документов необходимо прикладывать при направлении сметного норматива на рассмотрение. Срок рассмотрения нормативов не должен превышать 25 р.д., в отдельных случая при соответствующем обосновании может быть продлен еще на 15 р.д. Самый важный момент, который появился сейчас – рассмотрение сметных нормативов стало носить двухстадийный характер. Ранее, при наличии замечаний подготавливалось отрицательное заключение. Теперь, на этапе рассмотрения даётся 15 р.д. на исправление замечаний! Можно их устранить и представить на повторное рассмотрение в целях получения положительного заключения и включения в ФРСН».

"Помимо утверждения новой базы (более 300 новых норм и расценок) – на регулярной основе выпускаем дополнения к нормативной базе (на сегодня их уже 3). В первом – более 900 норм, во втором – большой блок, связанный с дорожным строительством, третье было немного внеплановое, но учитывая, что ряд норм был очень важен и нужен в т.ч. и для нацпроектов – его тоже выпустили, включив в состав более 200 норм и расценок. Сейчас готовим 4-ое дополнение к базе 2020. Оно очень объемное, более 900 нормативов, из них около 500 будет новых, также будет включено более 700 ресурсов. Вся работа проводится в рамках «Плана мероприятий по совершенствованию системы ценообразования» на системной основе".

Изменения в ФСНБ-2020

Информационно-разъяснительная работа по планированию новых норм. Разработка и рассмотрение новых норм по актуализированному порядку. ФСНБ-2020: дополнения и комплексные изменения. Разработка сметных нормативов на новые технологии.

Директор ГКУ Новосибирской области «Региональный центр мониторинга цен строительных ресурсов» Ксения Шрайбер:

«В ходе гармонизации мы получили снижение затрат на работы, выполняемые при ремонте и реконструкции. Для субъекта федерации это очень серьёзно. Индексы, которые мы принимаем сегодня по объектам строительства не отражают стоимость, которая сформировалась на рынке субъекта при выполнении ремонтных работ. Соответственно, при общем снижении базы от 2 до 10% процентов плюс индекс (который не отражает фактическую стоимость ремонтных работ) мы получаем большие риски срыва ремонтных работ фонда ЖКХ. На сегодня в Новосибирской области с начала года сорвалось порядка 30 тендеров! Они не состоялись ввиду отсутствия участников. Мы очень ждем от Минстроя и ГГЭ помощи, выпуска индексов по элементам затрат. Будем бесконечно рады, если в начале года они выйдут и для нас это будет прямо спасением!»

Директор департамента ценообразования в строительстве НОСТРОЙ Павел Малахов:

«Все субъекты РФ ЗП утвердили. Порядок расчета утверждает губернатор. Та ЗП, которая утверждена на официальном уровне и которую направляют в ГГЭ и Минстрой для расчёта индексов существенно отличается в меньшую сторону! Мы имеем процесс недофинансирования. А ГГЭ и Минстрой неоднократно говорили (Сергей Лахаев в частности), что используют именно те данные, которые приходят из субъектов РФ. По итогам мониторинга заработной платы в регионах 5 округов имеют наибольшую проблему: низкие показатели оплаты труда рабочих по сравнению с реальной заработной платой в строительной отрасли. Для расчета используются данные Россстата, прожиточного минимума, но не учитывается трехстороннее отраслевое соглашение, которое используется в строительной отрасли. Московская область имеет ЗП больше, чем в Москве! При том, что Москва живёт достаточно неплохо, но имеет ЗП меньше. Предполагаю, что есть проблема в расчете ЗП. По ряду регионов такая разница доходит до 50%. Мы направили в субъекты те цифры, которые утверждены на уровне субъекта в регионе. Чтобы местные СРО могли подключиться к активной работе по достоверному расчету и переутверждению заработной платы в регионе. Если мы сможем показать региональной власти, что фактическая ЗП в строительных компаниях значительно выше той, которую они утверждают – есть все основания полагать, что данная заработная плата на уровне субъекта будет пересмотрена. Мы с вами понимаем, что производная отсюда – и пересмотр коэффициентов, и индексов, и сметных норм. Отдадим должное СРО, которые помогли региональной власти провести эти изменения в позитивном ключе.
В некоторых субъектах не хватает ресурсов, чтобы провести элементарный мониторинг. Это касается не только ЗП, но и мониторинга стоимости строительных ресурсов. Такие региональные центры созданы в каждом субъекте РФ. Ни для кого не секрет, что где-то все это в нагрузку легло на местную экспертизу в лице одного (!) человека. Которому необходимо провести этот мониторинг, судорожно собрав по номенклатуре прайсы, коммерческие предложения с печатями.
Здесь может оказать значительную помощь СРО. Строители жалуются на недофинансирование, на заниженные цены – это все так. Но необходимо подтверждать свою информацию. Давайте вместе подготовим эту информацию, поднимем заработную плату, докажем это в регионе».

Президент Национального объединения строителей, Председатель Комиссии по вопросам ценообразования в строительстве и технологического и ценового аудита Общественного совета при Минстрое России Антон Глушков:

«Далеко не все субъекты и губернаторы захотели оперативно утверждать среднюю величину заработных плат. Не все захотели это делать, понимая, что это налагает определенные дополнительные обязательства. Фактическое применение базы 2020 далеко не всегда, а как правило в большинстве случаев, приводит не к увеличению стоимости типовых проектов, а к уменьшению.
Буквально 2 дня назад мои коллеги в Красноярске закончили проектирование типового общежития. В задании на составление сметной документации был применен индекс 1 квартала 2020 года. В целях поиска экономии и оптимизации, которая свойственна любому бюджетному заказчику было поручение сделать перерасчет в базе 2020 с применением индексов 1 квартала. Первоначальная стоимость этого общежития, чтобы не быть голословным, с использованием базы 2017 года составила 670 млн. рублей, применение базы 2020 привело к снижению стоимости этого объекта на 40 млн рублей. Т.е. почти на 7% снижение стоимости!
И когда мы говорим про гармонизацию, про правильное использование расценок – это, конечно, все верно. Но для строителя самое важное – предельная НМЦК. Которая определяется достоверностью сметной стоимости, которую проводят органы экспертизы.
По ряду объектов НМЦК снижается от 0 до 6%. Убеждать строителей, что все это правильно и здорово – это странно. Рентабельность всех строительных организаций в России снижается.
Фактическая цена не растет, реализация (будь то коммерческая, будь то бюджетная), затратная часть (в силу курсовой разницы, инфляции) постоянно прирастает. Мониторинг роста цен материалов опережает инфляционные процессы. Фактически количество банкротств компаний-застройщиков в процентном соотношении имеет положительную динамику, а в моральном – это глубоко отрицательная статистика. И нормы рентабельности, и постоянно уменьшающиеся оборотные средства в результате их заморозки – это большая проблема.
Которую сообща с Минстроем и ГГЭ путем изменений, дополнений базы нам необходимо решать.
Это работа с субъектами в части правильного определения средней ЗП по отрасли. Та статистика, которая ранее была приведена, доказывает, что фактическая ЗП отличается у нас по регионам по сравнению с нормативной более, чем на 30%! Это огромная величина, которая на сегодня не учтена. Не все руководители субъектов РФ понимают, к чему это приводит, а также необходимость актуализации этого параметра. При этом видим, что с использованием новых расценок все меньше и меньше строительных компаний имеют желание участвовать в торгах. В последние три месяца негативная динамика, когда нет ни одного заявителя, в первую очередь это касается капремонта согласно 615 ФЗ.
Региональное наполнение базы слабое. Объяснить необходимость для производителей своевременно и актуально наполнять базу ФГИС ЦС не удается. Надо признать честно. Ждать от коллег, что база начнет объективно отражать фактические затраты строителей можно только в том случае, если исходные данные (ЗП и материалы) туда будут вложены правильные. Все остальное – методические вопросы, ресурсные модели - вторично. Мы страдаем от исходных данных, которые занижены и не отражают фактическое состояние дел.
Мы должны быть полезными нашим коллегам. Методическую работу в регионах необходимо активно продвигать и развивать».

Источник: НОСТРОЙ
Просто о сметах.