18 марта 2019

НДС при УСН в 2019 году

Уважаемые Заказчики и Подрядчики! Несмотря на наши многочисленные разъяснения к нам в Союз продолжают поступать вопросы про т.н. «упрощенцев». Еще раз – не следует путать гражданско-правовые и налоговые отношения. Правовая позиция по этому вопросу четко определена в многочисленных документах и решениях судов, в том числе Верховного Суда РФ.

ПРИВЕДЕМ КОНСОЛИДИРОВАННУЮ ПОЗИЦИЮ:

Государственный заказчик посчитал, что раз подрядчик использует упрощенную систему налогообложения, не уплачивает НДС, то расчет стоимости выполненных работ должен был осуществляться с учетом применяемой ответчиком системы налогообложения (Заказчик считает, что расчет стоимости выполненных работ необходимо производить с учетом норм МДС 81-25.2001, Письма Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06.10.2003 N 6292/10).

По сути, основанием заявленных требований является именно применяемая ответчиком система налогообложения. Заказчик указывает, что неприменение коэффициентов при формировании цены контракта привело к оплате работ по завышенной стоимости; подрядные организации, работающие по упрощенной системе налогообложения, обязаны применять понижающие коэффициенты.

ОБОБЩЕННАЯ ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ СУДОВ:

Фактически требования заказчика направлены на корректировку твердой цены контракта, предварительный расчет которой осуществлялся без учета возможного применения победителем торгов упрощенной системы налогообложения и без применения понижающихкоэффициентов указанных в МДС 81-25.2001.
В Законе о контрактной системе отсутствуют положения, предписывающие дифференциацию цены контракта в зависимости от системы налогообложения претендентов на заключение контракта. Равно отсутствуют положения, согласно которым цена контракта должна быть обязательно уменьшена при заключении контракта с лицом, находящимся на упрощенной системе налогообложения.

Возможность уменьшения цены контракта на НДС при условии применения победителем конкурса упрощенной системы налогообложения Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.

Таким образом, контракт должен заключаться заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Корректировка (в том числе, уменьшение) заказчиком цены контракта, в зависимости от применения лицом, с которым заключается контракт, упрощенной системы налогообложения, Законом N 44-ФЗ не предусмотрена, и противоречит принципу твердости цены контракта, установленного частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, установленная контрактом стоимость оплаты соответствующих товаров, работ или услуг НЕ СООТНОСИТСЯ С НАЛОГОВЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ ПОБЕДИТЕЛЯ, поскольку является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Следовательно, налоговые обязательства участника закупки не могут быть регламентированы ни аукционной документацией, ни законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
Указанный вывод согласуется с судебной практикой (постановление АС СКО от 27.04.2017 по делу N А53-24878/2016, от 21.10.2016 по делу N А32-8521/2016, от 09.06.2016 по делу N А53-26473/2015).

ВОЗМОЖНОСТЬ УМЕНЬШЕНИЯ ЦЕНЫ КОНТРАКТА НА НДС ПРИ УСЛОВИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ КОНКУРСА УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОМ N 44-ФЗ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА (определения Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2016 N 310-КГ16-10142 по делу N А14-14925/2015, от 01.10.2015 N 303-ЭС15-11466 по делу N А37-662/2014, от 26.06.2015 N 306-КГ15-7929 по делу N А65-16826/2014, от 16.03.2015 N 304-ЭС15-3471 по делу N А75-4212/2013).

Применение победителем аукциона специального налогового режима либо освобождение его от обязанностей плательщика НДС не дает заказчику оснований снижать цену контракта при его заключении и исполнении на сумму НДС, заказчик обязан оплатить выполненные заказчиком работы по согласованной
Данная правовая позиция нашла свое отражение в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации (определения от 15.11.2017 N 308-ЭС17-13912, от 01.10.2015 N 303-ЭС15-11466).

На этом можно поставить точку в правовой стороне вопроса!
Однако возникает второй вопрос, вытекающий из отношений, регулируемых Налоговым законодательством (НК РФ) – КАК ВСЕ ЭТО ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ В КОНТРАКТАХ, АКТАХ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ, СПРАВКАХ О СТОИМОСТИ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ И ПЕРВИЧНЫХ РАСЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТАХ.

УСН. КАК ОФОРМИТЬ В ДОКУМЕНТАХ

1. В тексте Государственного контракта пишем:
3.1. Цена Контракта (цена работ) составляет: ____________руб._______коп.
Примечание: НДС не упоминаем, но цена остается полной! Если используется типовой бланк (форма), где есть строка «в том числе НДС, то в ней ставим прочерк!

2. В смете и актах выполненных работ КС-2:
Итого: 100,00 руб. (сумма по гр. 8)
Итого с учетом цены контракта: 108,00 руб.

Примечание: 100 × 1,2 × 0,90, где
1,2 – коэффициент приведения (коэффициент выравнивания) к начальной максимальной цене контракта. Это и есть наш условный НДС 20% 0,90 (условная цифра!) – коэффициент контракта (снижения контрактной цены, коэффициент тендерного снижения и т.п.) Это Коэффициент снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем в ходе проведения процедуры закупки.
Применение таких коэффициентов является широко распространенной практикой и позволяет, не меняя единичных расценок выполняемых работ, указанных в локальных сметных расчетах заказчика при проведении аукциона, привести итоговую стоимость работ по этим сметам к цене, предложенной победителем аукциона.

ВСЕГО ПО АКТУ: 108,00 руб.
Примечание: НДС не упоминаем!

3. В Справке КС-3
Итого: 108,00 руб.
Сумма НДС: ставим прочерк! не заполняем
Всего с учетом НДС: ставим прочерк! не заполняем

Подрядчик выставляет Заказчику Счет на оплату по сумме акта с припиской "НДС не облагается" (Прим. Он может и не делать эту приписку). Счет-фактура не выставляется! Организации на УСН не являются плательщиками НДС и не должны составлять и выставлять заказчику счета-фактуры.

ЕЩЕ РАЗ ПРО НДС

При оформлении выполнения в актах и справках КС-2 и КС-3 после 1 января 2019 года по перешедшим на 2019 год государственным (муниципальным) контрактам, в которых цена определена с учетом налоговой ставки 18 %, НДС следует указывать с применением расчетной ставки НДС 20/120, т.е. сперва определяется выполнение с учетом, учтенной в цене контракта
НДС 18%, а потом исчисляется НДС по расчетной ставке 20/120. 118/120 × 20 = 19,67 руб.

Пишем:
По Акту (без НДС) 100,00 руб.
Всего по Акту (с учтенной в контракте ставкой НДС 18 % 100 × 1,18) - 118 руб.
ВИтого по Акту 118 руб., в том числе НДС - 19,67 руб (118 × 20/120).

В счетах-фактурах расчетная ставка указывается в графе 7 "Налоговая ставка" как 20/120 без указания символа %, а в графе 5 (сумма без налога, всего) пишем 98,33 (118 - 19,67).
Таким образом:
Общая стоимость (цена государственного контракта), указанная в договоре с учетом НДС, должна остаться неизменной (за исключением случая, когда заказчик согласился на изменение цены контракта по 502-ФЗ от 27.12.2018 г.).

Стоимость работ в соответствии с условиями договора составляет 118 руб., в т.ч. НДС 18%. Значит, при выполнении в 2019 году подрядчик предъявит заказчику НДС по ставке 20%, рассчитав его так: 118 руб.*20/120=19,67 руб. В счете-фактуре он укажет стоимость услуг без НДС-98,33 руб., НДС по ставке 20% −19.67 руб., стоимость с НДС-118 руб.

Президент Союза
П.В. Горячкин

Скачать РАЗЪЯСНЕНИЕ

Формула компенсации НДС при УСН

Горячкин П.В.

Больше полезной информации с примерами и разъяснениями в уникальном обновляемом методическом пособии инженера-сметчика

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ИНЖЕНЕРА-СМЕТЧИКА