18 ноября 2018

Интервью Владимира Якушева

Владимир Якушев

За полгода разобрался, что в Минстрое хорошо, что плохо и очень плохо

13 ноября министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев встретился с руководителями региональных Союзов журналистов, которые приехали в Москву из двух десятков регионов – от Калининграда до Горного Алтая.

Отрадно, что такая встреча состоялась впервые за последние несколько лет, тем более что Владимир Якушев возлагает на региональные СМИ большие надежды в части разъяснений инициатив правительства России и Минстроя России в области жилищного строительства и ЖКХ: «От того, как СМИ освещают процессы, которые происходят в стране, от обратной связи с обществом формируется повестка работы органов власти. Реформы – это всегда непросто, и нужно, чтобы люди понимали, что они получают в результате реформ. От СМИ и от информационного сопровождения зависит успех или неуспех реформ. А от органов власти нужен профессиональный диалог, а не пиар и заигрывания со СМИ», - заявил министр.

С момента прихода Владимира Якушева на пост министра прошло ровно полгода, и журналисты очень хотели знать, что уже было сделано, а главное – что намечается сделать на благо и строительной отрасли, и сограждан. Владимир Якушев не захотел озвучивать какие-то победные реляции, заявив, что за первые шесть месяцев он никаких героических поступков не совершил, но глубоко погрузился в работу министерства и разобрался, что здесь хорошо, что плохо, а что очень плохо. Исходя из этого в последующем и будет строиться работа, тем более, что строительство и ЖКХ – отрасли с массой проблем и болячек.

Рассказывая о том, какие вопросы относятся к ведению Минстроя России в части строительства (оставим в стороне проблемы ЖКХ, поскольку здесь проблем – бездонная пропасть), министр назвал несколько приоритетных направлений. Первым было названо реформирование системы ценообразования в строительстве как один из приоритетов работы Минстроя. Очень настораживает ситуация, когда большое количество компаний разоряется и уходит с рынка после того, как они поработали с госзаказами в действующей системе ценообразования. При этом сложилось очень четкое мнение, что никакой прибыли на госзаказах получить невозможно, хорошо, если удастся уйти без потерь. А как в этой ситуации развивать компании, обновлять машинный парк, платить достойную зарплату строителям? И если в советские времена в смете закладывалась прибыль строительной компании в 20%, то сейчас рентабельность стройки колеблется на уровне 1,7-2%.

Еще одно важнейшее направление деятельности Минстроя – система технического регулирования в строительстве. Здесь также нужно наводить порядок, поскольку за последние годы появилось много документов, которые дублируют или прямо противоречат друг другу. При этом ведомственной нормативной базой в области строительства занимаются все министерства, в обязанности которых входит контроль за строительством зданий и сооружений – от Минкульта и Минздрава до МЧС. Соответственно, эти документы очень часто противоречат друг другу и создают необоснованные барьеры для строителей. «За последние годы мы здесь немного заблудились», - посетовал министр. А ведь от современной и стройной норматвиной технической базы зависит работа и проектировщиков, которые должны сделать качественную проектно-сметную документацию, и строителей. А если ПСД сделана по плохим стандартам, она никогда не получит положительное заключение экспертизы – а это переделки, срыв сроков, финансовые проблемы, в том числе, и с банками.

Напомним, что месяц назад распоряжением Росстандарта министр Владимир Якушев возглавил Технический комитет по стандартизации ТК 465 «Строительство», так что в работу ТК должна влиться свежая струя новых требований и подходов к стандартизации в строительстве.

Рост цен на жилье неизбежен, банкротство компаний - тоже

И, конечно же, министр не мог обойти проблемы связанные с жилищным строительством и переход в этой области на проектное финансирование. Пожалуй, это самый больной вопрос, который нашел живой отклик у журналистов из регионов. Так, по словам В.Якушева, в целом долевое строительство за все эти годы принесло немало хорошего тем гражданам, которые хотели улучшить свои жилищные условия: при том, что в России сейчас зарегистрировано 4 млрд кв.м. жилья, 500 млн кв.м. построено в рамках долевого строительства и прочих финансовых схем. Но те проблемы с обманутыми дольщиками, которые копились годами, привели к тому, что было решено отрезать застройщиков от прямого доступа к средствам граждан. Теперь ключевым игроком жилищного рынка становятся банки, а проблему недобросовестных застройщиков надо лечить «хирургическим путем» (тут главное, чтобы во время операции не довести до летального исхода всю отрасль – Ред.).

Упомянув, что теперь средства граждан – участников жилищного строительства – будут аккумулироваться на эскроу-счетах и переводиться застройщику только после того, как покупатель получит ключи от квартиры, Владимир Якушев твердо заявил, что расходы по банковскому сопровождению счетов застройщиков в итоге лягут в цену жилья. И если для Москвы, Московской области и Петербурга это не столь критично, то во многих российских регионах себестоимость строительства и покупательская способность граждан отличаются весьма незначительно. И это не может не тревожить, потому что строительные компании себе в убыток работать не будут, и строительство жилья вместо запланированного роста начнет падать. И хуже всего, если с рынка начнут уходить единственные региональные компании, которые только и строят сейчас там жилье.

Не менее важная проблема для застройщика – неясность, как именно банк будет оценивать риски каждого проекта и откроет ли вообще для застройщика кредитную линию. Может оказаться так, что очень многие застройщики, особенно в регионах, просто окажутся и без кредитов, и без средств граждан, а своих ресурсов у них не хватит ни на какое строительство. И тогда о 120 млн кв.м. жилья в год можно будет просто забыть. Сейчас Минстрой работает с банками для того, чтобы сформировать удобную процедуру проектного финансирования и для застройщиков, и для граждан. Но, добавим от себя, время идет, а ни одного понятного банковского методического документа пока еще не появилось.

Еще одна сторона жилищной проблемы – это расселение аварийного жилья, причем поставлена задача ликвидировать его опережающими темпами и в больших объемах. В Национальном проекте «Жилье и городская среда» на эти цели выделено более 430 млрд рублей – это не там много, но больше не будет, так что нужно вписываться в поставленные рамки. При этом решено более тщательно, на законодательном уровне прописать, как используются земельные участки, освобожденные от аварийного жилья. Сейчас довольно часто местные власти вместо общественно-полезного использования продают их с торгов, причем задешево, для строительства торговых или офисных центров. Однако в дальнейшем муниципальные власти должны будут добавить в бюджет программы деньги, если за участок на торгах будет выручено средств меньше, чем пошло на расселение этого аварийного жилья.

Журналистам нужен «строительный ликбез»

Вопросы журналистов из регионов к министру касались, в основном, жилищного строительства и поддержки тех или иных региональных квот и программ, а также увеличения средств на их исполнение. Однако Владимир Якушев твердо заявил: «Насчет денег – это не к нам!». Все бюджетные средства распределяют в рамках принятых Нацпроектов и программ Минфин и Казначейство, причем все механизмы известны. И кроме того, ни одно министерство не сможет с федерального уровня решать региональные проблемы. Этим должны заниматься региональные и муниципальные власти в силу данных им полномочий.

В целом же встреча министра и журналистов прошла спокойно, без острых вопросов, и даже с подарками от Тюменской области и Башкирии. Однако и вопросы, и реплики коллег из регионов показали, что от них очень далеки проблемы ценообразования и технического регулирования, они просто не понимают, как эти вопросы могут повлиять на конкретную стройку в конкретном регионе. А ведь в результате скоропалительного перехода на ресурсный метод с его непроработанными методиками и полупустой и корявой ФГИС ЦС в конкретном регионе, городе или поселке может быть сорвано строительство совершенно конкретной больницы или дороги, а градообразующее предприятие, выпускающее стройматериалы, будет вынуждено продавать их по фиксированным низким ценам, снижая зарплату работникам и объемы выпуска продукции. Вот вам и социальная напряженность, и скандал, и проблема – а все из-за далекой и непонятной реформы ценообразования.

Представляется, что подобные встречи и фактически «строительный ликбез» для региональных журналистов были бы очень полезны на регулярной основе – возможно, в качестве вебинаров или на базе окружных конференций строительных саморегулируемых организаций, которые проходят несколько раз в год. Возможно, Минстрою в этом вопросе стоит призвать к сотрудничеству НОСТРОЙ и НОПРИЗ, ибо, как сказал министр, от СМИ зависит, как именно граждане воспринимают все, что делает власть.

Источник