Ценообразование в строительстве, особенно при исполнении государственных контрактов, последние 10-15 лет стало камнем преткновения для многих строителей и сметчиков - а для кого-то и основанием для возбуждения уголовного дела. Попытка быстро реформировать систему ценообразования и ввести ресурсный метод командным путем в 2019 году откровенно провалилась. После этого Минстрой России и Главгосэкспертиза встали на путь постепенных реформ и подготовки пакета необходимых методик и документов.
В 2019-2020 году появились новые методики сметного нормирования, Минстрой России обновил подход к базисно-индексному методу, а с 31 марта вступила в силу обновленная Федеральная сметно-нормативная база-2020 (ФСНБ-2020). Однако дискуссия среди сметчиков и строителей показывает, что вопросов по-прежнему остается больше, чем ответов.
Национальное объединение строителей все годы своего существования занималось проблемами и госзаказа, и ценообразования в строительстве. Однако в последнее время именно ценообразованию стало уделяться особенно много внимания – и прошедший 3 июня с.г. на площадке НОСТРОя вебинар Минстроя России, Главгосэкспертизы и Национального объединения строителей тому подтверждение.
Вебинар был организован по инициативе НОСТРОя для оказания практической помощи строительным компаниям, вопросы были максимально прикладные, и именно поэтому количество участников на пике поднималось почти до 1100 человек. Открывая вебинар, президент НОСТРОя Антон Глушков, строитель с многолетним стажем, заметил, что сколько лет живем и строим, столько меняется система ценообразования в строительстве. Сейчас преобразования ускорились, введена новая сметно-нормативная база, в которую включен ряд нормативов, ранее отсутствующих в базе. Но работа пока далека от завершения, а по новой базе возникает много вопросов, которые и следует обсудить.Первый замминистра строительства России Ирек Файзуллин напомнил, что ФСНБ-2020 стала результатом совместной работы Минстроя России, Главгосэкспертизы, Правительства Москвы и отраслевых госкорпораций по гармонизации сметных баз. Особое место в этой работе принадлежит НОСТРОю, поскольку без его активного участия работа по ценообразованию в строительстве была бы неполной. Конечно, в этой базе есть ошибки и недостатки, но Минстрой старается оперативно их устранять, он полностью открыт для сотрудничества.
Более того, завершены работы по серьезной корректировке закона «О контрактной системе» (44-ФЗ), новая редакция получила одобрение Минфина России и готова к внесению в Госдуму. По мнению Ирека Файзуллина, Госдума сможет принять этот закон в весеннюю сессию, и это существенно сдвинет в положительную сторону весь строительный рынок России. Главное, чтобы ценообразование не стало неподъемной «колодой» на пути этой реформы.
При этом строительная отрасль - один из крупнейших налогоплательщиков России: в 2019 году строители заплатили 4 трлн рублей налогов, еще 1,1 трлн рублей - предприятия ЖКХ, 2 трлн рублей – это налоги с предприятий стройиндустрии и транспортных компаний, работающих в стройке. И это при том, что доходная часть бюджета России в 2019 году составила чуть менее 20 трлн рублей. То есть, стройка по факту формирует около 30% бюджета России. И она давно заслужила достойной системы ценообразования.
Нужно сказать, что вопросы ценообразования в строительстве всегда были в поле зрения НОСТРОя, однако ситуация с коронавирусом выдвинула их на первый план. О текущей работе по этой тематике участника вебинара рассказал президент Антон Глушков. В рамках Ситуационного центра НОСТРОЙ по поручению Минстроя России постоянно собирает сведения о стоимости стройматериалов, и мониторинг показал, что фактически во всех регионах эти цены выросли, минимум, на 4%. А в Сибирском и Уральском федеральном округе рост цен на некоторые позиции превысил 10%.
Еще одно направление, над которым НОСТРОЙ начал работать в инициативном порядке, пока продвигается не так хорошо, как хотелось бы, - это предложения от профессионального сообщества по разработке новых нормативов на новые виды работ. Главгосэкспертиза ждет таких предложений, строители недовольны тем, что на новые виды работ приходится применять старые расценки, но когда дело доходит до того, чтобы строительная компания предоставила свои площадки для отработки новых расценок, особой готовности не наблюдается.
Что касается утверждения новых индексов на виды работ в регионах России, здесь большую помощь оказали региональные саморегулируемые организации, и уже более, чем в 60 регионах утверждены новые индексы изменения сметной стоимости строительства на 2 квартал 2020 г.. Однако есть 6 регионов, где по мнению губернаторов, не требуется утверждение индексов расчетным методом. Это Кировская, Курская и Магаданская области, Забайкальский и Хабаровский края, а также Республика Саха Якутия. Президент НОСТРОя Антон Глушков направил губернаторам письмо с просьбой обратить внимание на сложившуюся ситуацию, а также в саморегулируемые организации данных регионов.
И еще одно направление, которым НОСТРОЙ занимался в последний месяц, - это анализ и предложения по учету расходов строительных компаний в сводном сметном расчете на обеспечение противоэпидемиологических мероприятий на стройках. Предложения уже направлены на рассмотрение в Правительство России. Анализ показал, что средний расход по стране на одного сотрудника с 30 марта по 22 апреля составил 7303 рубля. Безусловно, в дальнейшем эти затраты снизятся, но учитывать их в сводном сметном расчете необходимо, потому что для любой компании это весьма солидные затраты. Кстати говоря, выступавший далее замдиректора Департамента по ценообразованию Минстроя России Сергей Головин не только подтвердил эту цифру НОСТРОя, но и назвал куда как более существенный расход, который сложился в Минстрое России: 300 рублей на одного строителя в день. То есть, средний расход компании на борьбу с вирусом составляет около 9000 тысяч рублей на человека ежемесячно (это без учета выходных дней, поскольку, как правило, строители работают вахтовым методом). Минстрой России совместно с НОСТРОем разработал алгоритм учета этих расходов в проектно-сметной документации и направил его на утверждение в Правительство России.
И все же один из самых горячих вопросов со стороны сообщества к Главгосэкспертизе и Минстрою России не сходит с повестки дня: что происходит с реформой ценообразования, так громко заявленной два года назад и так тихо откатившейся на 2022 год? Заместитель начальника Главгосэкспертизы по ценообразованию Сергей Лахаев грустно констатировал: первый этап по быстрому переходу на ресурсный метод не удался, наполняемость данными ФГИС ЦС до сих очень низкая, и никакие административные кары и угрозы не сподвигли производителей стройматериалов ее наполнять. Кроме того, в ходе «реформы» во многих регионах прекратили свою деятельность региональные центры ценообразования в строительстве, а без них получить реальную картинку из региона практически невозможно.
Поэтому еще в октябре прошлого года был утвержден план проведения реформы, и в его рамках совместно с профессиональными сообществами идет соответствующая работа. Есть намерение завершить реформу к концу не 2022, а 2021 года с тем, чтобы потом систему ценообразования совершенствовать планомерно и постоянно. Она должна быть живой и развиваться, а все механизмы развития должны быть заложены в самой системной основе.
На первом этапе реализации плана реформы был реанимирован базисно-индексный метод и запущены все механизмы, которые были заморожены в последние два года, причем предпринят ряд мер, чтобы эти механизмы еще и совершенствовались. А к концу 2021 года должен завершиться переход на ресурсно-индексный метод – это второй этап реформы.
Для поддержания жизнеспособности базисно-индексного метода необходимо было разморозить единичные расценки и внести изменения в Градостроительный кодекс для того, чтобы была возможность разрабатывать сметные нормы и расценки на новые технологии и вносить их в сметную базу. Потребовала расширения и номенклатура индексов, поскольку сейчас она не отражает специфики современного строительства.
Также нужно было оптимизировать порядок разработки и утверждения новых сметных нормативов.Кроме того, настало время актуализации нормативов цены строительства (НЦС), особенно с учетом формирования контрактов «под ключ» и реализации нацпроектов. Большинство этих мер было реализовано, и базисно-индексный метод, по словам Сергея Лахаева, вышел на новый уровень.
Кроме того, идет постоянная работа по наполнению и изменению ФСНБ-2020, потому что с 2017 года в базу сметных нормативов ни одной новой расценки внесено не было. Сейчас это предполагается делать на регулярной системной основе. На ФСНБ-2020 после ее введения было много нареканий, зачастую вполне законных, но с момента выхода в нее уже внесены два дополнения, в которых были учтены, в том числе, предложения НОСТРОя, Росавтодора и Минтранса России – добавлено около 1000 новых расценок, а потом счет пойдет на десятки тысяч. Сергей Лахаев предложил НОСТРОю стать той площадкой, на которой будут аккумулироваться и систематизироваться предложения строителей по ценообразованию, методическим документам и сметным нормативам и далее прорабатываться совместно с Минстроем России и Главгосэкспертизой.
Претерпели изменение и подходы к формированию ФГИС ЦС – теперь туда будут включаться цены на ресурсы не только от производителей, но и от дилеров и торговых домов – то есть, то, о чем два года упорно твердили сметчики и строители, все-таки в итоге было принято как разумное решение.
В целом по реформе ценообразования можно констатировать, что работа, наконец-то перешла от административного наскока в систематические и продуктивные контакты с профессиональным сообществом, и НОСТРОЙ занимает здесь ведущее место.
Замдиректора Департамента Минстроя России Сергей Головин представил порядок определения начальной (максимальной) цены контракта и рекомендации по составлению сметы контракта, а также разъяснил, как именно можно изменить цену госконтракта. Нужно сказать, что это выступление было максимально ориентировано на практикующих сметчиков, которые ежедневно продираются сквозь дебри новых и старых нормативов, методик, постановлений и так далее. Вопросы от участников вебинара показали, что подчас простые на первый взгляд ситуации способны поставить в тупик опытного сметчика или привести к фатальным ошибкам в смете. Очевидно, что такое общение с представителем власти крайне необходимо сметчикам, и можно только пожелать, чтобы следующий вебинар НОСТРОя был полностью посвящен прикладным вопросам с возможностью разбирать конкретные ситуации.
Порядок определения цены контракта (Головин С.В.)
Сергей Головин напомнил, что ранее методика определения начальной максимальной цены контракта базировалась одновременно на Градостроительном кодексе и законе о контрактной системе (44-ФЗ). При этом несоответствие между методикой и 44-ФЗ подчас приводило к уголовным претензиям. Сейчас Минстрой России получил право утверждать методику и порядок определения НМЦК, и теперь именно эти документы являются обязательными для применения.
Сергей Головиин привел примеры формирования НМЦК и сметы контракта, с которыми рекомендуем подробнее ознакомиться по ссылке.
Нужно сказать, что нормативных новелл в последнее время введено очень много, в том числе, теперь подрядчик не обязан отчитываться перед заказчиком, как он выполнил тот объем конкретных работ, который заложен в контракте, главное, чтобы работы были выполнены качественно и в срок. За строителем не должен бегать заказчик и проверять какой техникой тот выполняет работу и уж тем более не будет снимать оплату, если вдруг работа была выполнена с применением отличной от заложенной в расчете техники. Это принципиальный момент, поскольку ранее существовала возможность у заказчика не оплачивать такие работы.
Начальник Управления экспертизы сметных нормативов Главгосэкспертизы Андрей Савенков подробно представил актуальные вопросы сметного нормирования, рассказал о процессах планирования, разработки, рассмотрения и утверждения новых сметных нормативов и об основных изменениях этих процедур. Кроме того, он напомнил, что любой представитель строительной отрасли может стать участником разработки сметных нормативов и внести свою лепту в улучшение сметно-нормативной базы.
Fктуальные вопросы сметного нормирования
Планирование, разработка, рассмотрение и утверждение сметных нормативов идет в режиме реального времени с учетом предложений инициаторов их создания.Связующим звеном здесь может выступить НОСТРОЙ совместно с саморегулируемыми организациями. Это поможет выстроить взаимодействие не только с крупными госкомпаниями, но и с теми строителями, которые работают «на земле». По сути НОСТРОЙ и вся система саморегулирования может взять на себя вопросы ценообразования, что отчасти выполняли региональные центры ценообразования и восполнить образовавшийся пробел.
Кроме того, теперь по новому порядку Главгосэкспертиза имеет возможность взаимодействовать напрямую с инициатором сметного норматива – это позволяет оперативно выдать замечания к нормативу, а инициатору – их учесть и исправить документ. Такая процедура способна подвигнуть профессиональное сообщество активнее заниматься разработкой сметных нормативов на новые материалы и технологии. Новая методика по разработке сметных нормативов утверждена приказом Минстроя России и сейчас находится на утверждении в Минюсте России.
О трех направлениях, по которым НОСТРОЙ занимается совершенствованием системы ценообразования в строительстве, рассказал директор департамента ценообразования Павел Малахов. Это мониторинг стоимости строительных ресурсов и заработной платы, а также разработка новых и актуализация действующих нормативов.
При этом мониторинг стройресурсов, который ведет НОСТРОЙ, основывается именно на стоимости материалов на стройке, а не у производителя. И тут картинка оказывается совершенно иной, нежели у официальной статистики: например, производители цемента, удивленные данными НОСТРОя о росте стоимости их продукции, заявили, что цена осталась прежней, а где-то даже и упала, а строители отметили рост стоимости от 4 до 10%. Очевидно, что на конечную стоимость очень существенно повлияли поставщики, которые должны получить свою долю прибыли. Поэтому НОСТРОЙ будет продолжать мониторить рынок строительных ресурсов по их фактической стоимости для строителей – это должно помочь сформировать для органов власти и заказчиков реальное представление о стоимости строительства.
Подводя итоги вебинара, директор Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина назвала состоявшееся мероприятие одним из самых насыщенных и информативных. Вся возможная информация о новеллах в ценообразовании, которую только можно было донести до профессионального сообщества, была озвучена и прокомментирована. Она предложила НОСТРОю продолжить работу по мониторингу и участию в сметном нормировании, при этом вся информация от региональных СРО должна консолидироваться именно в НОСТРОе, а затем уже направляться в Минстрой России для дальнейшей работы.
Источник: НОСТРОЙ